Лучкина Наталья Евгеньевна

учитель-логопед первой квалификационной категории

Речь ребенка начинается со звукоподражаний.

С чего начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь ребёнка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, даёт возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи.

Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — ребёнок повторяет за ним. Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры или практической деятельности малыша.

Прежде чем развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом, т.е. научить малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с предметами. Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия пальчиковыми играми.

Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию:

1)  Вначале работаем над гласными звуками.

  • Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы. Обращаем внимание ребёнка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда поём.
  • У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.
  • Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша на то, что  губы растянуты в улыбку.
  • Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.

2)  Далее отрабатываем слияния гласных звуков.

  • Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».
  • Ребёнок плачет: «Уа! Уа!».
  • Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».

3) Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют определённый смысл.

  • Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.
  • Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.
  • Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.
  • Показываем пилу (картинку или игрушку): «Сь-сь-сь». Выполняем движения вперёд-назад ребром ладони или игрушечной пилой.
  • Поёт комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.
  • Поёт жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с ребенком, чей жук дольше пожужжит.
  • Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.
  • Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ёжики.

4)  Далее – звукоподражательные слоги и слова.

– Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей): собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т.д. – Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает  зарядку – ух!

– Подражание бытовым шумам: часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т.д.

– Подражание транспортным шумам: машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т.д.

– Подражание музыкальным звукам: песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду и т.д.

Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо помнить:

Разучивать звукоподражания необходимо в игре, в непринужденной обстановке.

Артикуляция должна быть чёткой. Ребёнок должен видеть движения органов  артикуляции взрослого.

Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.

Слова и фразы нужно произносить неоднократно.

Полезно закреплять изученные звуки во время прогулки на улице. Видим кошку – напоминаем: «Мяу». Поехала машина – напоминаем «Би-би».

Также закрепление звукоподражания происходит при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.

Развиваем фонематический слух детей в играх и упражнениях.

Фонематический слух даёт ребёнку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слоговой структуры слова, трудностям при овладении грамматическими нормами языка. Впоследствии эти проблемы могут вызвать трудности при обучении письму и чтению. Поэтому, начинать развивать фонематический слух следует уже в раннем дошкольном возрасте и, обязательно, в игровой форме.

Работать над фонематическим слухом необходимо поэтапно.

1 этап (начальный). На этом этапе создаётся основа для формирования речевого слуха. Задания, предлагаемые на данном этапе, доступны маленьким детям.

  • Игра «Угадай звук». Наполняем мешочки из ткани или пластиковые контейнеры (например, из Киндер-сюрприза) любыми «звучащими» материалами: песком, крупами, скрепками, бусинками. Предлагаем ребёнку догадаться по звуку, что лежит внутри.
  • Игра «Жмурки». Завязываем малышу глаза и просим найти вас, двигаясь в направлении звука (хлопки, звук погремушки или колокольчика).
  • Игра «Весёлый карандашик». Даём ребёнку в руки карандаш и предлагаем постучать по предметам из разного  материала: из дерева, картона, металла, пластмассы.
  • 2 этап. На данном этапе нужно показать малышу, что человеческая речь моэжет звучать по- разному.
  • Игра «Чей голос?» Записываем на диктофон знакомые ребёнку голоса (мамы, бабушки, отца, брата или сестры), а также голос самого малыша. Его задача – отгадать, чей голос звучит.
  • Игра «Сказка о трёх медведях». Читаем сказку о трёх медведях ребёнку, а затем озвучиваем героев сказки разными голосами. Малыш должен определить, когда говорит мама-медведица, когда – папа-медведь и медвежонок.
  • Игра «Спрячемся от волка». Игру проводим под музыку. Ребёнок изображает зайчика, который бегает по полянке. Если музыка играет тихо – всё спокойно, громко – идёт волк, нужно прятаться.

3 этап. Этот этап более сложный. Ребёнок начинает учиться различать слова, похожие по звучанию.

  • Упражнение «Скажи правильно». Показываем малышу картинку и называем её неверно, заменяя первый звук в слове любым другим. Например, вместо собака – шобака, шапка – чапка и т.д. Ребёнок должен повторить правильное слово.

4 этап. Рассказываем ребёнку, что слова бывают короткие и длинные, и что они состоят из слогов.

  • Упражнение «Что лишнее?» Произносим три одинаковых слога, а четвёртый – похожий: ны-ны-ны-мы, ту-ту-ту-ду. Ребёнок должен найти «лишний» слог.
  • Упражнение «Повтори!» Произносим слоги, закрыв рот ладошкой или бумажным листом, чтобы ребёнок не мог видеть артикуляцию. Просим малыша повторить слоговые ряды: бу-бу-пу, со-зо-со.

Если ребёнку сложно повторить цепочку из трёх слогов, можно начинать с двух.

  • Упражнение «Сосчитай слоги». Произносим слова вместе с ребёнком, в медленном темпе, отхлопывая по слогам. 5 этап.

На данном этапе ребёнок учится различать звуки и выделять их в слове.

  • Упражнение «Подбери слово». Всем знакома игра – подбор слов на определённый звук. Кто назовёт больше слов, тот и выиграл. Чтобы заинтересовать ребёнка, можно за каждое слово давать фишки или наклейки.
  • Упражнение «Выбери картинку». Предлагаем малышу выбрать картинку, чтобы заданный звук находился, например, в начале слова, в середине или в конце (Л – Лампа, мыЛо, стуЛ).
  • Упражнение «Лови звук». Произносим несколько слов, просим ребёнка определить, какой звук слышится во всех словах: сумка, мясо, сосна – звук С.

                          WordPress theme: Kippis 1.15