учитель-логопед первой квалификационной категории
Речь ребенка начинается со звукоподражаний.
С чего начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь ребёнка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, даёт возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи.
Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — ребёнок повторяет за ним. Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры или практической деятельности малыша.
Прежде чем развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом, т.е. научить малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с предметами. Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия пальчиковыми играми.
Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию:
1) Вначале работаем над гласными звуками.
- Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы. Обращаем внимание ребёнка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда поём.
- У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.
- Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша на то, что губы растянуты в улыбку.
- Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.
2) Далее отрабатываем слияния гласных звуков.
- Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».
- Ребёнок плачет: «Уа! Уа!».
- Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».
3) Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют определённый смысл.
- Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.
- Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.
- Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.
- Показываем пилу (картинку или игрушку): «Сь-сь-сь». Выполняем движения вперёд-назад ребром ладони или игрушечной пилой.
- Поёт комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.
- Поёт жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с ребенком, чей жук дольше пожужжит.
- Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.
- Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ёжики.
4) Далее – звукоподражательные слоги и слова.
– Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей): собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т.д. – Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает зарядку – ух!
– Подражание бытовым шумам: часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т.д.
– Подражание транспортным шумам: машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т.д.
– Подражание музыкальным звукам: песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду и т.д.
Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо помнить:
Разучивать звукоподражания необходимо в игре, в непринужденной обстановке.
Артикуляция должна быть чёткой. Ребёнок должен видеть движения органов артикуляции взрослого.
Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.
Слова и фразы нужно произносить неоднократно.
Полезно закреплять изученные звуки во время прогулки на улице. Видим кошку – напоминаем: «Мяу». Поехала машина – напоминаем «Би-би».
Также закрепление звукоподражания происходит при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.
Развиваем фонематический слух детей в играх и упражнениях.
Фонематический слух даёт ребёнку возможность узнавать и различать звуки родного языка. Отставание в развитии фонематического слуха может привести к нарушению звукопроизношения, искажению звуко-слоговой структуры слова, трудностям при овладении грамматическими нормами языка. Впоследствии эти проблемы могут вызвать трудности при обучении письму и чтению. Поэтому, начинать развивать фонематический слух следует уже в раннем дошкольном возрасте и, обязательно, в игровой форме.
Работать над фонематическим слухом необходимо поэтапно.
1 этап (начальный). На этом этапе создаётся основа для формирования речевого слуха. Задания, предлагаемые на данном этапе, доступны маленьким детям.
- Игра «Угадай звук». Наполняем мешочки из ткани или пластиковые контейнеры (например, из Киндер-сюрприза) любыми «звучащими» материалами: песком, крупами, скрепками, бусинками. Предлагаем ребёнку догадаться по звуку, что лежит внутри.
- Игра «Жмурки». Завязываем малышу глаза и просим найти вас, двигаясь в направлении звука (хлопки, звук погремушки или колокольчика).
- Игра «Весёлый карандашик». Даём ребёнку в руки карандаш и предлагаем постучать по предметам из разного материала: из дерева, картона, металла, пластмассы.
- 2 этап. На данном этапе нужно показать малышу, что человеческая речь моэжет звучать по- разному.
- Игра «Чей голос?» Записываем на диктофон знакомые ребёнку голоса (мамы, бабушки, отца, брата или сестры), а также голос самого малыша. Его задача – отгадать, чей голос звучит.
- Игра «Сказка о трёх медведях». Читаем сказку о трёх медведях ребёнку, а затем озвучиваем героев сказки разными голосами. Малыш должен определить, когда говорит мама-медведица, когда – папа-медведь и медвежонок.
- Игра «Спрячемся от волка». Игру проводим под музыку. Ребёнок изображает зайчика, который бегает по полянке. Если музыка играет тихо – всё спокойно, громко – идёт волк, нужно прятаться.
3 этап. Этот этап более сложный. Ребёнок начинает учиться различать слова, похожие по звучанию.
- Упражнение «Скажи правильно». Показываем малышу картинку и называем её неверно, заменяя первый звук в слове любым другим. Например, вместо собака – шобака, шапка – чапка и т.д. Ребёнок должен повторить правильное слово.
4 этап. Рассказываем ребёнку, что слова бывают короткие и длинные, и что они состоят из слогов.
- Упражнение «Что лишнее?» Произносим три одинаковых слога, а четвёртый – похожий: ны-ны-ны-мы, ту-ту-ту-ду. Ребёнок должен найти «лишний» слог.
- Упражнение «Повтори!» Произносим слоги, закрыв рот ладошкой или бумажным листом, чтобы ребёнок не мог видеть артикуляцию. Просим малыша повторить слоговые ряды: бу-бу-пу, со-зо-со.
Если ребёнку сложно повторить цепочку из трёх слогов, можно начинать с двух.
- Упражнение «Сосчитай слоги». Произносим слова вместе с ребёнком, в медленном темпе, отхлопывая по слогам. 5 этап.
На данном этапе ребёнок учится различать звуки и выделять их в слове.
- Упражнение «Подбери слово». Всем знакома игра – подбор слов на определённый звук. Кто назовёт больше слов, тот и выиграл. Чтобы заинтересовать ребёнка, можно за каждое слово давать фишки или наклейки.
- Упражнение «Выбери картинку». Предлагаем малышу выбрать картинку, чтобы заданный звук находился, например, в начале слова, в середине или в конце (Л – Лампа, мыЛо, стуЛ).
- Упражнение «Лови звук». Произносим несколько слов, просим ребёнка определить, какой звук слышится во всех словах: сумка, мясо, сосна – звук С.